Характерный цикл в сказочном эпосе всех народов мира составляют сказки о животных (так называемый «звериный эпос»). Это довольно специфический массив народной сказки, с исторической точки зрения — ее древнейший слой. По сравнению с другими разновидностями сказочного жанра эти произведения как по своей образной системе, характером художественного вымысла, так и по тематике и идейно-художественных черт отмечаются определенными особенностями, что и дает основание выделить их в отдельную, самостоятельную группу.
Необычными являются уже сами генетические истоки художественных образов, сюжетов и мотивов этих сказок. Здесь нашел своё характерное проявление «идеологический синкретизм» первобытной эпохи, своеобразно отразились мировоззренческие основы художественного творчества человека древнего времени. На протяжении всей истории человечества неизбежным изменениям подвергались и сказки о животных. Это, в частности, проявлялось в перестройке их функций, в переосмыслении многих образов и мотивов, сложившихся еще в первоначальной эпохе, в коренных сдвигах, которые произошли в характере самого художественного вымысла, в изменениях способа типизации явлений окружающей действительности и в выработке соответствующих временных композиционных особенностей данной группы сказок.
Следует подчеркнуть, что народные сказки систематически начали записывать сравнительно поздно (когда данный жанр уже в известной степени стал «деградировать»), и, следовательно, они стали известны исследователям не такими, какими были прежде, а в значительно измененном виде, что существенно затрудняет их изучения. Это в частности касается и такого древнейшего слоя сказочного жанра, как «звериный эпос», который пришел к нам на довольно позднем этапе своего исторического развития, когда образ животного в произведении давно потерял первоначальное значение и фактически «стал восприниматься как аллегорическое изображение человека»
При выяснении характера «звериного эпоса» как отдельной данности в жанре сказки необходимо сделать хотя бы краткий экскурс в его жизненные истоки, коснуться вопроса о предыстории художественного вымысла в произведениях этой группы.
Явственный отпечаток на «зверином эпохе» в начальный период его формирования покинули, в частности, тотемистические представления людей древнего времени об окружающем мире. «Тотемизм, — как отмечают советские ученые — это целая стадия в истории первобытной религии, стадия, через которую прошло всё доклассовое общество на известной ступени своего развития». Эти тотемистические, фантастические по своей сути верования возникли на основе суеверного преклонения первобытного человека перед другими живыми существами (чаще — животными, реже — растениями), обожествление их как будто охранников в мощных защитников и покровителей рода.
Один из известных исследователей первобытной религии английский ученый Д. Фрэзер так охарактеризовал те древние представления человека, которые получили в науке общее название — «тотемизм»: «Тотем … представляет собой класс материальных предметов, к которым примитивный человек относится с особым уважением, думая, что между ними существует тесная и интимная связь. Связь эта двусторонняя: тотем заступается за человека, последний воздает тотему тем, что отказывается убивать свой тотем, если он относится к классу животных, рубить и срывать, если к классу растений, и оказывает ему всяческие знаки уважения. Все это выливается в своеобразную религиозно-социальную систему, которая носит название тотемизма ». Все это органично сочеталось с верованиями о способностях зверей мыслить, разговаривать, разумно действовать, своеобразно дополняло все другие религиозные представления людей.
Так постепенно под действием различных факторов среди разных народов мира в древние времена сложился культ животных, который, в свою очередь, обусловило появление и многих ритуальных служб, характерных действ, дополнялись и «украшались» разнообразными элементами первобытной магии.
Следует подчеркнуть, что тотемизм как одна из форм религии все же в значительной степени базировался на материалистических основах мировоззрения людей древнего времени. НЕ анимистические взгляды труженика, не просто его созерцания природы были при этом определяющими, как склонен трактовать это, например, немецкий ученый Я. Гримм, а прежде всего сугубо практические интересы людей, их стремление «понять жизнь животных, овладеть средствами их приручения, защиты от нападения и способами промысла ».
Только на очень низком уровне развития производительных сил общества, в условиях огромной зависимости человека от внешних обстоятельств и мог возникнуть тот присущ первоначальной эпохе грубый культ природы, «унизительность которого, — как отмечал К. Маркс, — особенно проявляется в том факте, что человек, этот властелин природы, благоговейно падает на колени перед обезьяной Хануман и перед коровой Сабалы (Sabala ».
Кстати, эти же материалистические устои, на которых возник тотемизм, фактически признаются и некоторыми буржуазными учеными. Так, Д. Фрэзер утверждал, что «тотемизм можно понять, прежде всего, как организованную кооперативную систему магии, которая служит целям обеспечения членов общества, во-первых — богатыми запасами всего необходимого и, во-вторых, — охраняет от всех опасностей, которые подстерегают человека в ее борьбе с природой ».
Не следует забывать и поздние культурные влияния, которые приводили к ощутимым, часто неприметным изменениям и переосмыслений древних образов и сюжетов.
Немалое значение в формировании «звериного эпоса» всех европейских народов имела средневековая поэма о хитрой, мстительной, коварной и пронырливой лисе. Особенно значительным было влияние созданной по немецкой версии этой поэмы «Рейнеке Лис» (1794) немецкого поэта И.В. Гете (1749-1832), которая позже стала известной во многих странах мира. Восточнославянская сказочная традиция (как, в общем, и сказки многих других народов) так же никогда не была безразлична к воздействиям, которые всяческими путями доходили до нее с разных культурных центров Европы, Азии, Африки и т.д. И все же одним из важнейших источников подавляющего большинства образов сказок данного цикла должна быть признана прежде местная традиция древнейших, в частности тотемистических, представлений и верований людей.
В сказках восточных славян очень распространенный образ волка. Дело в том, что именно волк, как небезосновательно предполагает С. Токарев, у славян издавна был особенно уважаемым, «священным (потому, что наиболее опасным) животным». Так что, видимо, не случайны в фольклоре поверие о вурдалаков (о волках, которые будто бы при определенных обстоятельствах могут порой перекинуться в человека). Ссылаясь на полные различных домыслов греческие и скифские предания, Геродот рассказывал поверье о вурдалаков. Он фактически приписывал такую способность невров, среди которых это поверье было распространено и которые представлялись ему волшебниками. «Ежегодно, — писал Геродот, — каждый невро становится на несколько дней волком, а потом снова приобретает свой предыдущий вид».
Культ волка вообще был распространен среди древних племен славянской группы, о чем свидетельствуют отзвуки его в славянском фольклоре поздней эпохи. Это отмечает и российский этнограф С. Токарев. «Следы почитания волка, — пишет он, — хранились у славян долгое время. Например, у болгар похищение волком овцы стада считается счастьем и честью для хозяина, торговцу скотом это предвещает барыш; установлены особые дни в ноябре или феврале как «волчьи праздники». У восточных славян следы культа волка слабее. Однако у гуцулов некоторые религиозные люди производили ежегодно праздник в честь волков. У гродненских белорусов был обычай в определенные дни года — накануне Рождества — не называть волка этим именем, чтобы не вызвать его тем самым из леса, а именовать аллегорически.
Вообще у восточных славян существовало множество различных поверий о волке. Считалось, например, что волк находится под покровительством самого «бога» (или одного из «святых») и только с их согласия может напасть на указанную ему жертву. Поэтому у волка нельзя было отнимать добычу, которую ему будто «сам бог послал». Еще сравнительно недавно (в XVII в.) распространенным был предрассудок, что волка не следует гневить, потому что он потом воем может навлечь на людей поветрие или войну. У белорусов была и такая примета: если волк перейдет кому-то дорогу, то это якобы предвещало успех.
Эти предрассудки проникали и в народные сказки, в известной степени формируя их образную систему и тематику.
Характерно, что при этом волк почти всегда изображается как глупый алчный хищник-неудачник. Его неоднократно обманывает и лиса, и собака, и баран, и гуси, и конечно, человек. Часто страдает он и от своих же «родственников» — других волков.
Такое коренное изменение в отношении людей к их прежнему объекту обожания и уважения появилась уже позже, когда тотемистические представления все больше уступали место новым формам религии. У восточных славян этот процесс, видимо, особенно интенсивно протекал в период утверждения христианства, которое, как известно, развернуло широкое наступление на все социальные институты, возникшие до него, в том числе и на различные языческие верования. Но и сами первоначальные представления не были чем-то однозначным и четко определенным, а, наоборот, нередко характеризовались определенной нестыковкой в трактовке одного и того же явления. Некоторые племена, скажем, считали за большой грех охотиться на зверя-тотема, остальные — возможным убивать его и охотно употребляли свой тотем в пищу, тем самым словно приобщаясь к его силе, смекалки и т.д.

Женские тайны: А Вы мечтали когда-нибудь стать космонавтом? Бороздить просторы вселенной, покорять звездные миры, открывать неоткрытые планеты? Инженерная мысль не стоит на месте. И сегодня лишь от Вас зависит, осуществить свою мечту, или спрятать ее в глубины своего подсознания. Заходите на сайт Go2Mars.info и становитесь космонавтами.

Обо всемобо всем,тотемы в народном фольклореХарактерный цикл в сказочном эпосе всех народов мира составляют сказки о животных (так называемый «звериный эпос»). Это довольно специфический массив народной сказки, с исторической точки зрения - ее древнейший слой. По сравнению с другими разновидностями сказочного жанра эти произведения как по своей образной системе, характером художественного вымысла, так...Сайт о Женщинах. Создан Женщинами для Женщин.